Детективный сюжет в романе Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»
Богданова Ольга Николаевна,
ГБОУ СОШ 250 Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ 250 Санкт-Петербурга
Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» очень широко исследован в литературной критике. Издано огромное количество работ, касающихся самых различных тем в этом произведении. Как детектив роман не исследовался, но рассматривались отдельные аспекты данной и проблемы. Обратимся к истории и специфике детективного жанра.
Самый основательный свод законов представил в 1928 году англичанин С.С. ван Дайн, озаглавив его «Двадцать правил для пишущих детективы».
1.Надо обеспечить читателю равные с сыщиком возможности распутывания тайн для чего ясно и точно сообщить обо всех изобличительных следах.
В романе Достоевского читатель сразу знает все мысли героя, имеет представление о каждом его шаге, поступке, ошибке, читатель является как бы соучастником всех действий Раскольникова, он узнает все раньше, чем следователь.
2.В отношении читателя позволительны лишь такие трюки и обман, которые может применить преступник по отношению к сыщику.
Если герой «Преступления и наказания» может обмануть или пытается обмануть, запутать сыщика, то сделать это с читателем ему не удается из-за особенностей повествования. Читатель думает вместе с героем.
3.Любовь запрещена. История должна быть игрой в пятнашки не между влюбленными, а между детективом и преступником.
В романе действительно присутствует элемент игры между следователем Порфирием Петровичем и Родионом Раскольниковым. О любви упоминается лишь в конце произведения, когда на каторге Раскольников стоял перед Соней на коленях.
4. Ни детектив, ни другое профессионально занимающееся следствием лицо не может быть преступником.
В рассматриваемом произведении главный герой- преступник, он не следователь.
5. К разоблачению должны вести логические выводы. Непозволительны случайные или необоснованные признания.
К разоблачению преступника привели умелые психологические приемы Порфирия Петровича. Признание Раскольникова не было случайным, его подвели к этому Соня и следователь.
6.В детективе не может отсутствовать сыщик, который методично разыскивает изобличающие улики, в результате чего происходит решение загадки.
Сыщик в романе является одним из главных персонажей. Он находит улики, у него нет доказательств, но Порфирий решает загадку при помощи психологического давления.
7.Обязательное преступление в детективе- убийство.
Вокруг убийства старухи- процентщицы разворачивается сюжет произведения. Это главное событие романа Достоевского.
8.В решении заданной тайны надо исключить все сверхъестественные силы и обстоятельства.
Никакие сверхъестественные силы не помогают Порфирию. Его оружие – отличное знание психологии.
9.В истории может действовать лишь один детектив- читатель не может соревноваться сразу с тремя- четырьмя членами эстафетной команды.
В романе один сыщик- Порфирий Петрович.
10.Преступник должен быть одним из наиболее или менее значительных действующих лиц, хорошо известных читателю.
В своем романе Ф.М.Достоевский преступника- убийцу сделал главным героем.
11.Непозволительно дешевое решение, при котором преступником является один из слуг.
В рассматриваемом произведении убийцей является человек из благородной обедневшей семьи, бывший студент.
12.Хотя у преступника может быть соучастник, в основном история должна рассказывать о поимке одного человека.
Соучастником Раскольникова можно считать только его самого, так как в нем боролись два противоположных характера, но речь идет об одном человеке.
13.Тайным или уголовным сообществам нет места в детективе.
«Преступление и наказание» соответствует этому правилу.
14.Метод совершения убийства и методика расследования должны быть разумными и обоснованными с научной точки зрения.
Убийство разумным вряд ли может быть, но оно обосновано- придумана целая теория, которая занимает не последнее место в романе.
15.Для сообразительного читателя разгадка должна быть очевидной.
«Преступление и наказание»- роман с известным преступником, поэтому читатель с самого начала все знает.
16.В детективе нет места литературщине, описаниям кропотливо разработанных характеров, расцвечиванию обстановки средствами художественной литературы.
В произведении Ф.М. Достоевского мы узнаем о характере героев из их разговоров, поступков, мыслей. Что касается описаний: здесь значительную роль играет описание города Петербурга, его серых улиц, духоты; символичен желтый цвет.
17.Преступник ни в коем случае не может быть профессиональным злодеем.
Раскольников, естественно, не профессиональный убийца, он долго готовился к этому поступку, совершил убийство в первый раз и измучился душевно.
18.Запрещено объяснять тайну несчастным случаем или самоубийством.
Убийство старухи- процентщицы- не несчастный случай, а обдуманный шаг, выношенная идея. И эта тайна раскрывается в конце романа.
19.Мотив преступления всегда частного характера, он не может шпионской акцией, приправленной какими- либо международными интригами, мотивами тайных служб.
Мотивы преступления Родиона Раскольникова индивидуальны, у него два противоположных мотива, нет никаких международных интриг.
20.Автору детективов следует избегать всяческих шаблонных решений, идей.
Достоевский соблюдает это правило.
Самый основательный свод законов представил в 1928 году англичанин С.С. ван Дайн, озаглавив его «Двадцать правил для пишущих детективы».
1.Надо обеспечить читателю равные с сыщиком возможности распутывания тайн для чего ясно и точно сообщить обо всех изобличительных следах.
В романе Достоевского читатель сразу знает все мысли героя, имеет представление о каждом его шаге, поступке, ошибке, читатель является как бы соучастником всех действий Раскольникова, он узнает все раньше, чем следователь.
2.В отношении читателя позволительны лишь такие трюки и обман, которые может применить преступник по отношению к сыщику.
Если герой «Преступления и наказания» может обмануть или пытается обмануть, запутать сыщика, то сделать это с читателем ему не удается из-за особенностей повествования. Читатель думает вместе с героем.
3.Любовь запрещена. История должна быть игрой в пятнашки не между влюбленными, а между детективом и преступником.
В романе действительно присутствует элемент игры между следователем Порфирием Петровичем и Родионом Раскольниковым. О любви упоминается лишь в конце произведения, когда на каторге Раскольников стоял перед Соней на коленях.
4. Ни детектив, ни другое профессионально занимающееся следствием лицо не может быть преступником.
В рассматриваемом произведении главный герой- преступник, он не следователь.
5. К разоблачению должны вести логические выводы. Непозволительны случайные или необоснованные признания.
К разоблачению преступника привели умелые психологические приемы Порфирия Петровича. Признание Раскольникова не было случайным, его подвели к этому Соня и следователь.
6.В детективе не может отсутствовать сыщик, который методично разыскивает изобличающие улики, в результате чего происходит решение загадки.
Сыщик в романе является одним из главных персонажей. Он находит улики, у него нет доказательств, но Порфирий решает загадку при помощи психологического давления.
7.Обязательное преступление в детективе- убийство.
Вокруг убийства старухи- процентщицы разворачивается сюжет произведения. Это главное событие романа Достоевского.
8.В решении заданной тайны надо исключить все сверхъестественные силы и обстоятельства.
Никакие сверхъестественные силы не помогают Порфирию. Его оружие – отличное знание психологии.
9.В истории может действовать лишь один детектив- читатель не может соревноваться сразу с тремя- четырьмя членами эстафетной команды.
В романе один сыщик- Порфирий Петрович.
10.Преступник должен быть одним из наиболее или менее значительных действующих лиц, хорошо известных читателю.
В своем романе Ф.М.Достоевский преступника- убийцу сделал главным героем.
11.Непозволительно дешевое решение, при котором преступником является один из слуг.
В рассматриваемом произведении убийцей является человек из благородной обедневшей семьи, бывший студент.
12.Хотя у преступника может быть соучастник, в основном история должна рассказывать о поимке одного человека.
Соучастником Раскольникова можно считать только его самого, так как в нем боролись два противоположных характера, но речь идет об одном человеке.
13.Тайным или уголовным сообществам нет места в детективе.
«Преступление и наказание» соответствует этому правилу.
14.Метод совершения убийства и методика расследования должны быть разумными и обоснованными с научной точки зрения.
Убийство разумным вряд ли может быть, но оно обосновано- придумана целая теория, которая занимает не последнее место в романе.
15.Для сообразительного читателя разгадка должна быть очевидной.
«Преступление и наказание»- роман с известным преступником, поэтому читатель с самого начала все знает.
16.В детективе нет места литературщине, описаниям кропотливо разработанных характеров, расцвечиванию обстановки средствами художественной литературы.
В произведении Ф.М. Достоевского мы узнаем о характере героев из их разговоров, поступков, мыслей. Что касается описаний: здесь значительную роль играет описание города Петербурга, его серых улиц, духоты; символичен желтый цвет.
17.Преступник ни в коем случае не может быть профессиональным злодеем.
Раскольников, естественно, не профессиональный убийца, он долго готовился к этому поступку, совершил убийство в первый раз и измучился душевно.
18.Запрещено объяснять тайну несчастным случаем или самоубийством.
Убийство старухи- процентщицы- не несчастный случай, а обдуманный шаг, выношенная идея. И эта тайна раскрывается в конце романа.
19.Мотив преступления всегда частного характера, он не может шпионской акцией, приправленной какими- либо международными интригами, мотивами тайных служб.
Мотивы преступления Родиона Раскольникова индивидуальны, у него два противоположных мотива, нет никаких международных интриг.
20.Автору детективов следует избегать всяческих шаблонных решений, идей.
Достоевский соблюдает это правило.